О перспективах космического страхования в интервью корреспонденту РБК+ Софье Павловой рассказал президент Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС), глава центра космического страхования СК «ВТБ Страхование» Павел Шутов.
Фото: Анастасия Цайдер для РБК
— Всередине марта правительство одобрило федеральную космическую программу (ФКП) на2016–2025 год собъемом финансирования1,4 трлн руб играндиозными планами высадки людей наЛуне к2030 году. Как много места уделено там страхованию?
— Федеральная космическая программа— это концептуальный документ долгосрочного планирования. Итаких деталей, как страхование, онне содержит. Тоесть предполагается, что страхование как сопутствующая услуга будет существовать, нодетальное описание страховых продуктов— это нецель программы. Ночто радует страховщиков вней— это насыщенность интересными проектами, запусками, которая дает надежду, что нас ждет длительная плодотворная работа. Например, на2016 год врамках ФКП запланировано 25запусков, без учета запусков Минобороны. Оценивая такой план, можно ожидать хороший покосмической активностигод. Для сравнения: впрошлом году поФКП было осуществлено 20запусков. В2016 году уже проведено шесть запусков, ивсе они были застрахованы. Тоесть, первый квартал получился довольно активным для космической отрасли истраховщиков. Мынадеемся, что тенденция страхования всех запусков будет продолжена.
— Акак выделялись средства настрахование этих запусков? Соответствующее постановление правительства ведь еще непринято?
— Постановление правительства, которое устанавливало правила предоставления субсидий настрахование, закончило свое действие вконце 2015 года. Новое пока непринято. Ишесть запусков, которые уже осуществлены в2016 году, застрахованы засчет средств госкорпорации «Роскосмос» —снадеждой нато, что при утверждении нового размера ипорядка предоставления субсидийэти затраты будут возмещены госкорпорации. Ранее одним изфакторов, который препятствовал принятию постановления правительства, было отсутствие утвержденнойФКП.
— Как вцелом обстояли дела встраховании космических рисков в2015 году сучетом того, что аварийность пусков была ниже, чем годом ранее?
— Впрошлом году Россия традиционно заняла первое место вмире поколичеству запусков—37. Для сравнения: вСША было 20запусков, вКитае—16, вЕвропе—11. Изроссийских запусков 15были застрахованы вроссийских компаниях. Пять запусков было осуществлено врамках коммерческой программы винтересах иностранных заказчиков, инесмотря нато, что они осуществлены сроссийского космодрома ис использованием российских ракет-носителей, они страховались виностранных компаниях. 17запусков небыли застрахованы— это запуски винтересах Минобороны исуборбитальные запуски, иэто нормальная практика, они нестрахуются практически вовсем мире. Поэтому 2015 год для рынка оказался положительным ив плане количества полисов страхования, ипо объему финансирования.
Сточки зрения убыточности ситуация следующая. В2015 году случилось две аварии. Вапреле был потерян грузовой корабль «Прогресс М-27М». Российские страховщики выплатили поэтому случаю почти 2млрдруб. Ив мае произошла авария ракеты «Протон» скосмическим аппаратом «МекСат-1». Страховая выплата составила примерно $390млн. Это был коммерческий запуск винтересах иностранного заказчика. Российские компании неучаствовали встраховании иперестраховании данного риска, ив выплате поданной аварии неучаствовали.
Таким образом, год был вполне положительным ис точки зрения убыточности для российского рынка— одна крупная выплата российских космических страховщиков натакое количество запусков подтверждает высокую надежность российской космической техники. Впрежние три года аварийность космической техники была выше. Выплаты российских страховщиков покосмическим убыткам только в2014 году составили почти 9млрдруб.
— Акак санкции повлияли научастников рынка? Компаниям пришлось искать новых партнеров поперестрахованию?
— Работа попереходу наальтернативные рынки велась весь прошлыйгод. Неким толчком кэтому послужили санкции. Работа налажена скомпаниями Китая, Вьетнама, Южной Кореи, Индии истранами СНГ— Республикой Беларусь иКазахстаном. Лидером пообъемам перестрахования среди участников альтернативных емкостей выступает Китай. Причем сотрудничество ведется подвум направлениям— мыпередаем китайским партнерам свои космические риски вперестрахование иполучаем возможность участия вперестраховании китайских космических проектов ипрограмм. Ранее китайский рынок был практически закрыт полиниям сотрудничества вперестраховании космических рисков. Несмотря наналаживание взаимодействия сальтернативными страховыми рынками, российские страховщики продолжают работу сперестраховщиками классических европейских иамериканских рынков. Если врисках нет признаков санкционности, они готовы участвовать вперестраховании российских космических проектов.
— Что происходило впоследний год старифами вкосмическом страховании?
— Мировая практика демонстрирует ежегодное снижение тарифов напротяжении последних десятилет. Илюбая крупная авария может стать катализатором увеличения тарифов. Низкие тарифы обусловлены избыточной страховой емкостью. Традиционные перестраховщики активно конкурируют, кроме того, как мыуже говорили, кэтой конкуренции подключились иальтернативные рынки— Китай, Южная Корея, Вьетнам ит.д. ВРоссии спрошлого года возникла ситуация большой разницы тарифов взависимости оттипа ракет-носителей. Например, ставки поносителю «Союз» внесколько раз меньше, чем по«Протону». Ранее тарифы были ведином тренде. Такая разница обусловлена вполне успешной пусковой статистикой ракет-носителей «Союз» иодновременно неудачами сзапусками ракет-носителей «Протон». Сейчас после серии удачных запусков «Протона», втом числе, после успешного запуска аппарата «Экзомарс», рассчитываем навыравнивание ситуации старифами. (Российско-европейская миссия «Экзомарс-2016» была запущена скосмодрома Байконур спомощью ракеты-носителя «Протон-М» 14марта.— РБК+.)
Кроме того, можно предполагать повышение тарифов вотношении орбитальных рисков российской космической техники. Впрошлом году вышли изстроя аппараты «ЕгиптСат» и«Амос-5»— оба российского производства. Сейчас проводится выяснение причин аварий иожидаются выплаты. Витоге такая ситуация может отразиться натарифах.
— Акак, всвою очередь, кризис вавиационной отрасли сказывается настраховщиках?
— Нарынке авиационного страхования наблюдается спад всвязи стяжелой ситуацией всамой авиационной отрасли. Ивсе факторы плохого самочувствия авиакомпаний очевидны: глобальный мировой кризис, запрет полетов попопулярным туристическим направлениям— Египет иТурция, курсовые потери полизинговым икредитным договорам заставили авиакомпании пересматривать свои бюджеты идаже иногда уменьшать свой флот или уходить срынка. Инесмотря нато, что мировой рынок авиационного страхования, который год показывает убыток, наблюдается избыток страховой емкости, растет конкуренция страховщиков ипродолжается снижение страховых тарифов.